
Педагог социальный
Пьянков Павел Андреевич

Педагог-психолог
Кирьяненко Марина Олеговна
СППС – это социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования.
Социально-педагогическая и психологическая служба обеспечивает социально-педагогическую поддержку учащимся и оказывает им психологическую помощь.
Основным из направлений нашей работы является работа с родителями. В рамках сотрудничества и взаимодействия школы и родителей используются традиционные формы работы:
- родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания;
- обучения и развития детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы;
- родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания.
Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за "круглым столом", вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.
Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки, представителей ИДН, КДН, социального приюта, секторов охраны детства), использования технического оснащения.
Предлагаем примерную наиболее актуальную тематику для организации мероприятий педагогического просвещения родителей в общеобразовательных учреждениях:
- Приоритет семьи в воспитании ребенка
- Семья и ее роль в воспитании детей
- Воспитательный потенциал семьи.
- Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.
- Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях.
- Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.
- Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства.
- Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
- Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.
- Диалог в семейном общении.
- Принципы творческой педагогики в семье.
- Уклад жизни в семье
- Современная семья: возможности и проблемы ее уклада.
- Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.
- Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.
- Место традиций в современном семейном укладе.
- Этика и эстетика семейного быта.
- Возможности воспитания трудом в современной семье.
- Семейный досуг игры, домашние праздники, телевидение.
- Искусство создания детского праздника.
- Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.
- О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
- Традиция семейного чтения.
- Семья и ее роль в воспитании детей
- Семья и школа — партнеры в воспитании ребенка
- Школа как открытая социально-педагогическая система
- Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).
- Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).
- Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.
- Модель работы социального педагога с семьей.
- Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.
- Здоровый ребенок — здоровое общество
- Понятия физического, психического и духовного здоровья; их взаимосвязь.
- Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.
- Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.
- Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
- Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.
- Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.
- Школа как открытая социально-педагогическая система
- Особенности детской и подростковой психологии
- Что такое личность? Иерархическое строение личности.
- Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.
- О развитии самосознания у детей и подростков.
- Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
- Психология потребностей, разумные потребности и псевдопотребности.
- Нравственный облик и поведение человека.
- Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.
- Педагогическая запущенность подростка, ее причины.
- Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.
- Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей
- Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.
- Правовая и экономическая зашита личности ребенка.
- Проблема воспитания правовой культуры у детей.
Цель психолого-педагогического просвещения и образования родителей — помочь им правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей. Эти мероприятия становится для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях либо подкорректировать ошибки в воспитании. При правильной организации родительского всеобуча создаются условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, создания единого социально-воспитательного пространства.
Инспекция по делам несовершеннолетних Железнодорожного ОВД г.Гомеля. Адрес: г.Гомель, ул.Фадеева 3, корп. 3, тел. 50-94-04. День участкового инспектора - вторник.
Отдел образования, спорта и туризма администрации Железнодорожного района г.Гомеля сообщает, что многодетные семьи могут получить помощь для подготовки ребенка к школе. Помощь получается по месту приобретения статуса многодетной семьи.
За получением помощи к началу учебного года необходимо в срочном порядке обратиться по адресу: 50 лег БССР, 19.
Для назначения помощи необходимо приложить следующие документы:
1) копия свидетельства рождения детей;
2) копия удостоверения многодетной семьи;
3) копии паспортов родителей;
4) справки с места учебы.
Внимание!!!
Телефоны доверия!!!
- если Вы не уверены в себе, чувствуете себя беспомощным перед жизненными трудностями;
- если у Вас не складываются отношения с окружающими, вы чувствуете себя одиноким;
- если Вы подвергаетесь физическому или психологическому насилию со стороны других людей;
- если рядом нет человека, с которым Вы можете поделиться своими проблемами и попросить о помощи.
8-017-246-03-03
телефон доверия для детей, подростков и их родителей;
8-0232-31-08-87,
8-0232-31-08-86,
8044-767-78-27
(пн. с 8.00-16.30),
центра, дружественного подросткам «Подросток»
ГУЗ ГЦДКП г. Гомель, ул. Мазурова, д. 10В;
8-0232-31-51-61
телефон доверия У«ГОКПБ»;
170 (круглосуточно)
только со стационарного телефона, звонок бесплатный и анонимный,
учреждение «Гомельского городского центра социального обслуживания семьи и детей»: ул. Юбилейная, д. 8, к.2;
8-801-100-16-11 (круглосуточно)
только со стационарного телефона, и телефона мобильного оператора lifе:), звонок бесплатный и анонимный, республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию.
Информация о номерах экстренной психологической помощи
Общенациональные «телефоны доверия»
- «Телефон доверия для детей и подростков» 8-017-263-03-03 (
круглосуточно); - «Общенациональная детская линия помощи» 8-801-100-16-11 (
круглосуточно); - «Республиканский центр психологической помощи» 8-017-300-10-06 (
будние дни, с 8:30 до 17:30).
«Телефоны доверия» г. Гомеля
- 170 (круглосуточно) на базе учреждения «Гомельский городской центр социального обслуживания семьи и детей»;
- 31-51-61 (круглосуточно) на базе учреждения «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница».
«Телефоны доверия» Гомельской области
- г. Мозырь 8-0236-25-17-92 (пн., тт., чт., пт.- 08.00-14.00; ср.-13.00-19.00);
- г. Ветка 8-02330-4-24-85 (вт.-пт. с 8.00 до 16.30, пн. с 10.30 до 19.00);
- г. Рогачев 8-0233-92-09-39; 8-029-603-07-05 (будние дни с 10.00 до 16.00);
- г. Брагин 8-02344-3-16-29 (будние дни с 14.00 до 16.00);
- г. Петриков 8-02350-2-82-05, 8-02350-2-82-34 (будние дни с 8.00 до 16.00);
- г. Речица 8-02340-4-58-50 (будние дни с 8.00 до 15.30);
- г. Ельск 8-02354-4-49-51 (вт., ср., чт. с 11.00 до 13.00);
- г. Хойники +375 (29) 322-97-51 (вторник-пятница с 8.00-12.00, с 14.00-16.00);
- учреждение здравоохранения «Гомельская областная детская клиническая больница медицинской реабилитации»
8-0232-92-47-28 (будние дни с 8.00 до 16.00).



Расписание объединений по интересам на II полугодие 2024/2025 учебного года
№ п/п |
Название объединения по интересам |
Количество часов |
Количество групп/ детей |
Ф.И.О. руководителя, категория |
День, время проведения |
1. |
«Рукодельница» |
2 |
1/13 |
Баль Ирина Ивановна, высшая квалификационная категория |
Суббота 9.00-9.45 9.50-10.35 |
2. |
«Лоскуток» |
2 |
1/12 |
Баль Ирина Ивановна, высшая квалификационная категория |
Суббота 10.40-11.25 11.30-12.15 |
3. |
«Спортивный калейдоскоп» |
4 |
1/12 |
Бевза Карина Сергеевна, первая квалификационная категория |
Вторник, четверг 18.00-18.45 19.00-19.45 |
4. |
«Скажи здоровью «да»» |
2 |
1/12 |
Бевза Карина Сергеевна, первая квалификационная категория |
Вторник, четверг 17.00-17.45 |
5. |
«Волшебный мир оригами» |
1 |
1/12 |
Баль Ирина Ивановна, высшая квалификационная категория |
Понедельник 16.05-16.40 |
6. |
«Мир Чудес» |
1 |
1/12 |
Мастовская Евгения Витальевна, без квалификационной категории |
Суббота 11.30-12.15 |
7. |
«В мире It» |
2 |
1/12 |
Пчелкин Юрий Юрьевич, без квалификационной категории |
Понедельник, четверг 14.10-14.55 |
8. |
«Умники и Умницы» |
2 |
1/13 |
Давыденко Лариса Алексеевна, высшая квалификационная категория |
Понедельник 13.55-14.40 Вторник 13.05-13.50 |
График проведения классных часов во II полугодии 2024/2025 учебного года
Класс |
Ф.И.О. классного руководителя |
День недели |
Время |
Каб. |
1 А |
Шаболтина Н.А. |
пятница |
10.45 |
1-3 |
1 Б |
Тарасенко Е.В. |
пятница |
10.45 |
1-5 |
2 А |
Давыденко Л.А. |
пятница |
12.05 |
1-7 |
2 Б |
Каман Т.П. |
пятница |
12.05 |
1-1 |
3 А |
Толкач Г.Л. |
пятница |
13.05 |
1-5 |
3 Б |
Филиппова М.Г. |
пятница |
13.05 |
1-10 |
4 А |
Богданова Л.Л. |
пятница |
17.10 |
1-4 |
4 Б |
Мастовская Е.В. |
пятница |
17.10 |
1-6 |
5А |
Дымникова Е.А. |
четверг |
6 урок |
3-7 |
5Б |
Котлерова И.Э. |
вторник |
7 урок |
2-16 |
Борисова Т.А. |
понедельник |
6 урок |
2-12 |
|
6Б |
Филимонова Н.В. |
понедельник |
6 урок |
3-4 |
7А |
Гончарова И.Ю. |
понедельник |
7 урок |
2-14 |
7Б |
Козороз О.В. |
четверг |
7 урок |
2-18 |
7В |
Артёменко Е.А. |
четверг |
7 урок |
3-9 |
8А |
Моховцова А.М. |
вторник |
7 урок |
2-14 |
8Б |
Золотова Е.И. |
четверг |
7 урок |
2-19 |
9А |
Сорокина М.Л. |
четверг |
7 урок |
2-15 |
9Б |
Савчук Л.В. |
понедельник |
7 урок |
2-21 |
10 |
Семеняко М.М. |
понедельник |
6 урок |
2-20 |
11 |
Сидоренко В.М. |
суббота |
12.00 |
3-10 |
ТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЧАСОВ
НА II полугодие
2024/2025 учебного года
Дата |
Тема |
08.01.2025 |
11 января – День заповедников и национальных парков Инф.час «Путешествие по заповедникам Беларуси. По страницам газет и журналов» (информация) (1-4 кл) Инф.час «Национальные парки и заповедники. Новости Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь» (информдайджест) (5-8 кл) Инф.час «Знаменитые заповедники мира» (пресс-турнир) (9-11 кл) |
15.01.2025 |
19 января – День спасателя Инф.час «Профессия – спасатель. По страницам газеты «Юный спасатель» (информационный журнал) (1-4 кл) Инф.час «Спасатели – герои нашего времени. Новости мировых событий» (камера смотрит в мир) (5-8 кл) Инф.час «МЧС – на службе. Новости Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ» (информ-релиз) (9-11 кл) |
22.01.2025 |
«Я - гражданин Республики Беларусь» (1-4 кл) «Выборы. Будущие избиратели» (5-8 кл) «Избирательное право. Избирательная система республики Беларусь» (9-11 кл) |
29.01.2025 |
28 января – День белорусской науки Инф.час «Минск – центр знаний и науки. События и факты» (обзор прессы) (1-5 кл) Инф.час «Белорусские брэнды на мировом рынке «Зроблена ў Беларусі»» (информационный ринг) (6-7 кл) Инф.час «2025 год – Год благоустройства страны» (информационный ринг) (8-11 кл) |
05.02.2025 |
Инф.час «Правила общения в сети Интернет» (устный журнал) (1-4 кл) Инф.час Ответственность несовершеннолетних за нарушение закона в области информационной безопасности (информ-дайджест) (5-11 кл) |
12.02.2025 |
15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов Инф. час «Репортаж с границы государства» (информ-дайджест) (1-11 кл) |
19.02.2025 |
23 февраля – День защитников Отечества и ВС Республики Беларусь Инф. час «День Защитника отечества. История возникновения праздника» (путешествие во времени) (1-4 кл) Инф. час «Вооружённые силы моей страны. История, традиции» (урок мужества) (5-11 кл) |
26.02.2025 |
1 марта – Всемирный день гражданской обороны Инф. час «Школа безопасности» (спрашивали-отвечаем) (1-11 классы) |
05.03.2025 |
1 марта – Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом Информ-дайджест «Как сберечь здоровье» (1-4 кл) Антинаркотические Интернет - уроки «Имею право знать!» (5-7 кл) «Международный день борьбы с наркоманией» «Все об информационном ресурсе POMOGUT. BY» (8-11 кл.) |
12.03.2025 |
15 марта – День Конституции Республики Беларусь Инф. час «Я – гражданин Республики Беларусь. По страницам Конституции Республики Беларусь» (круглый стол) (1-11 кл.) |
19.03.2025 |
22 марта – День памяти жертв Хатынской трагедии Инф. час «О чем звонят Колокола Хатыни» (информационный журнал) (1-6 кл) Инф. час «Трагедия сожженных белорусских деревень» (урок мужества) (7-11 кл) |
02.04.2025 |
2 апреля – День единения народов Беларуси и России Инф. час «Две страны - две сестры. В единстве наша сила» (видеолекторий) (1-11 кл) |
09.04.2025 |
11 апреля – Международный день освобождения узников концлагерей Тематический информационный час «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны», 1-11 классы (с исп. учебных пособий) |
16.04.2025 |
22 апреля – Международный день Матери-Земли Инф. час «Храм природы» (камера смотрит в мир) (1-4 кл) Инф. час «Экологическая мельница» (камера смотрит в мир) (5-7 кл) Инф.час «Твой экологический след» (камера смотрит в мир) (8-11 кл.) |
23.04.2025 |
Инф.час «Права человека начинаются с прав ребёнка. По страницам Конвенции о правах ребёнка» (викторина) (1-4 кл) Инф.час «Путешествие в страну Права. Обзор правовых сайтов» (пресс-конференция) (5-11 кл) |
30.04.2025 |
Инф. час «Самое интересное и актуальное» (викторина) (1-7 кл.) Инф. час «По страницам молодёжных СМИ» (информ-дайджест) (8-11 кл.) |
07.05.2025 |
9 мая – 80 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Инф.час «Памятники великой Победы. События и факты» (информ-дайджест) (1-11 кл.) |
14.05.2025 |
15 мая – Международный день семьи Инф час «Моя семья – моё богатство» (викторина) (1-4 кл.) Инф. час «Семья – основа государства» (информационный журнал) (5-8 кл.) Инф. час «Музейное наследие Беларуси» (путешествие во времени) (9-11 кл.) |
21.05.2025 |
24 мая – День славянской письменности и культуры Инф. час «Мировые события в газетных материалах» (информ-дайджест) (1-11 кл.) |
28.05.2025 |
31 мая – Всемирный день без табака Инф. час «Здоровое поколение» (информ-дайджест) (1-4 кл.) Инф. час «Моё безопасное лето» (пресс-конференция) (5-11 кл.) |
Здоровый образ жизни
Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда желаем им хорошего здоровья, потому что это — главное условие полноценной и счастливой жизни.
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (из устава Всемирной организации здравоохранения)
Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление
Единый белорусский веб-портал по ВИЧ/СПИДу
(жми на банер)
Здоровье - это твой личный ответственный выбор.
Юность - время, когда ты каждый день строишь свою будущую жизнь.
Благополучие твоей жизни зависит от твоего здоровья, трудоспособности, созидательной энергии, образования и культуры.Твое здоровье - в твоих руках.
Главное - это всегда ощущать свою ответственность за его сохранение и постоянно вырабатывать в себе привычки здорового образа жизни.
Найди такого друга, который поддержит тебя, разделит твои усилия на пути к здоровью и успеху в нашей сложной жизни.Все препятствия на этом пути преодолимы.
А если будет трудно, повторяй формулу успеха:
« Я смелый, твёрдо уверенный в себе человек!
Я всё смею, всё могу, всё мне по плечу!
Я смело смотрю миру в лицо.
Среди всех житейских ураганов и бурь
я крепко стою как скала,
о которую всё сокрушается!»
Хочешь быть здоровым и успешным? |
Не разрушай своё здоровье и жизнь! |
|
|
ЗОЖ для школьника.
Здоровый образ жизни школьников.
Здоровье человека зависит от многих факторов — внутренних и внешних, природных и социальных, космических и планетарных и т.п. Для человека любой из них может является определяющим, но влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом: - Наследственность (биологические факторы) — определяет здоровье на 20% - Условия внешней среды (природные и социальные) — на 20% - Деятельность системы здравоохранения — на 10% - Образ жизни человека — на 50% Так или иначе, но наиболее значимым фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни, т.е. режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, нездоровые привычки и т.п. Образ жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума к которым ребенок принадлежит. Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят о ЗДОРОВОМ ОБРАЗА ЖИЗНИ), а может не только провоцировать снижение потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически предопределенной продолжительности его ЖИЗНИ.
Здоровый образ жизни школьников.
На заметку родителям: - образ жизни должен соответствовать возрасту человека; - образ жизни должен быть обеспечен энергетически; - образ жизни должен быть укрепляющим; - образ жизни должен быть ритмичным; - образ жизни должен быть эстетичным; - образ жизни должен быть нравственным; - образ жизни должен быть волевым; - браз жизни должен быть самоограничительным (аскетичным).
Здоровый образ жизни школьников.
Основные направления деятельности педагогов и родителей по поддержанию здоровья учащихся должны быть направлены на: -создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома; -рациональная организация труда и отдыха школьников; -воспитание у школьников сознательного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей, культуры поведения и здоровьесберегающей деятельности (умений и навыков здоровьесбережения).
Здоровый образ жизни школьников.
Недостаточно осведомлены школьники о здоровом образе жизни. Например, на то, что здоровье человека в первую очередь зависит от образа жизни, указали лишь 44,4% мальчиков и 40,7% девочек старшего школьного возраста. Не случайно, по-видимому, только 35,4 % мальчиков и 28,4 % девочек свой уровень знаний о здоровом образе жизни оценивают положительно. Интересно отметить, что с возрастом повышается число учащихся, безразлично или даже положительно оценивающих своих сверстников, которым были свойственны такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя, разных наркотических веществ. Так же, как и в случае знаний о физической культуре и спорте, основными источниками знаний о здоровом образе жизни явились средства массовой коммуникации (на это указали 27,9% мальчиков и 25,9% девочек), родители (соответственно 17,1 и 18,9%), учителя биологии (13,6 и 11%) и физической культуры (6,1 и 4%). Хотя с возрастом число школьников, которых совсем не интересуют вопросы о здоровом образе жизни, снижается, процент их остается высоким (с 21,2% в младших классах до 10,4% в старших — среди мальчиков (р<0,01) и с 18,7 до 4,5% (р<0,001) — среди девочек) Снижение физической активности может стать причиной ослабления физических возможностей человека. Вместе с тем меняющуюся деятельность в свободном времяпрепровождении учащихся помимо негативных условий социальной среды обусловливает и потребностно-мотивационная сфера, формирование которой зависит от единства врожденных и приобретенных свойств личности. Среди них в формировании интересов постепенно повышается значение приобретенных свойств, которые с возрастом превалируют над врожденной потребностью детей к двигательной активности. В этом плане на формирование интересов более значительно влияют окружающая среда, процесс воспитания в семье и школе. Если окружающая среда неблагоприятна, а процесс в семье и школе обходит стороной вопросы физкультурно-спортивной активности, тогда в свободном времяпрепровождении школьников постепенно начинает формироваться физически пассивный стиль поведения личности. Это означает, что индивидуум меняет физическую активность не только на ему нужную (например, учебу), но и на обществом навязанную (курение, употребление алкоголя и других наркотических веществ) или другую деятельность. Здоровый образ жизни школьников. Недостаточная физическая активность и негативное отношение взрослых (родителей и учителей) не позволяют им стать предметом для подражания. Роль последних в формировании положительного отношения учащихся к физкультурно-спортивной активности усугубляется еще и тем, что, по данным наших исследований, 40% учителей физической культуры свои знания в области здорового образа жизни оценивают как неудовлетворительные. Поэтому побуждение к здоровому образу жизни (так же, как и к физической активности) в школе пока является проблематичным. Имеет смысл пересмотреть содержание самих уроков физической культуры, ибо данный предмет психологически не удовлетворяет школьников, часть которых (35,2% мальчиков и 41,7% девочек) чувствуют себя на них недостаточно уверенно. Не случайно, по-видимому, 50% девочек и 29% мальчиков безразлично относятся к этому школьному предмету, что особенно заметно в старших классах. При этом физическая культура, по мнению учащихся, является единственным предметом в школьном обучении, по которому знания не являются столь важными (лишь одна треть опрошенных школьников положительно оценивает учебник по физической культуре). Вместе с тем учащиеся на уроках хотели бы заниматься теми видами физических упражнений, которые им нравятся. Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребёнка. По данным НИИ педиатрии: - 14% детей практически здоровы; - 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; - 35 – 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Здоровый образ жизни школьников. Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: “Будущее наших детей – в наших руках”. Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет. Станет ли физическая культура и спорт постоянным, надёжным спутником жизни нового поколения? Проблемы физического здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически здорового ребёнка. Для этого у нас в школе определяется исходный уровень здоровья с первого класса. Мы сразу знакомим детей с базовыми понятиями здорового образа жизни. После прохождения ежегодного медицинского осмотра классные руководители получают анализ результатов обследования и ведут дальнейшую работу с родителями. Физическое здоровье определяется не только наличием детских болезней, но и умением провести их профилактику. Для этого надо научить детей одеваться по погоде, следить за чистотой рабочего места, следить за телом и добиваться душевного комфорта. С само начала ведём беседы о гигиене, о правильной осанке. Здоровый образ жизни играет решающую роль в предупреждении многих сердечно-сосудистых заболеваний. Он включает в себя такие компоненты, как достаточная двигательная активность, полноценный сон, рациональное питание, гармоничные отношения в семье и в коллективе, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков). Движение и сон. Правильно организованный режим позволяет сохранять высокую работоспособность организма ребёнка, способностей нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье. Здоровый образ жизни школьников. Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятием физической культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией и это ведёт к развитию хронического умственного утомления. Для того, чтобы не допустить развития умственного перенапряжения у ребёнка, ему необходимо соблюдать режим дня. В режиме дня школьника должно быть отведено время для отдыха, прогулки, подвижных игр и т.д. Необходимо чередовать умственные нагрузки с физическими упражнениями, что позволит избежать переутомления и сохранить здоровье ребёнка. Нельзя перегружать его занятиями, жертвуя сном и отдыхом. После активного дня, когда сердце ребёнка работает с максимальной нагрузкой, ему необходим отдых. Самый эффективный и полезный отдых для ребёнка – сон. Если ребёнок регулярно недосыпает полтора – часа, то это приводит к ухудшению деятельности сердечно-сосудистой системы, развитию утомления, снижению работоспособности и сопротивляемости организма. Основными моментами рациональной организации учебной деятельности школьника является: нормирование учебной нагрузке; регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течении дня и недели и их оптимальное сочетание; разумное чередование работы и отдыха; обеспечение оптимальных условий для учёбы и отдыха. Одной из причин, способствующих возникновению многих заболеваний сердца и сосудов, является недостаток двигательной активности. Двигательная активность – один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского организма, его адаптационные возможности. Исследования, проведённые различными медиками в различные годы показали, что детская активность у большинства детей ниже физиологического минимума.
Здоровый образ жизни школьников.
Двигательная активность детей складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. Некоторые виды движений могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объёму физической нагрузки. Основная ответственность за формирования здорового образа жизни ребят в школе ложится на уроки физкультуры. Занятия физической культурой должны быть систематическими, нагрузки при этом должны увеличиваться постепенно, по мере развития физических возможностей ребёнка. Учителю физической культуры необходимо помнить, что занятия полезны детям только тогда, когда доставляют удовольствие и не вызывают длительной отдышки и сильного учащения сердцебиения. Рациональное питание. Для нормального развития сердца и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы ребёнку необходимо правильное и рациональное питание. Необходимо приучать ребёнка обязательно завтракать. Завтрак всегда должен быть полноценным. Здоровый образ жизни школьников. Следует приучить ребёнка принимать пищу в определённое время, небольшими порциями, 4 – 5 раз в день. Соблюдение режима питания, приём пищи в одно и тоже установленное время благоприятно сказываются на состоянии организма. Повседневная пища должна содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества. Ребёнок получает их в том случае, если он питается разнообразно, ему необходимы белки, жиры и углеводы. Не менее важно для поддержания нормальной работы детского организма потребления достаточного количества витаминов. Овощи и фрукты – важный источник витаминов, калия, железа, а рыба и мясопродукты – полноценных белков. Важно, чтобы все они включались в рацион ребёнка в достаточном количестве и правильном соотношении, — это позволит на долгие годы сохранить его сердце здоровым.
Формирование здорового образа жизни учащихся
На современном этапе развития общества стратегической целью является воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, здоровой личности и охрана здоровья подрастающего поколения.
Успешная реализация данной цели на всех этапах обучения и воспитания может быть осуществлена при условии разработки концептуальных основ формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) в учебно-воспитательном процессе учащихся школ, лицеев, колледжей, а также студенческой молодежи.
Один из путей решения этой проблемы - проведение целенаправленной разъяснительной работы среди учащейся молодежи о важности понимания философии здоровья, формирование ценностной ориентации на культуру здоровья и здоровый образ жизни, овладение современными педагогическими технологиями, повышение интереса к основным компонентам ЗОЖ.
Учитывая особенности возрастного развития детей и подростков на каждом этапе, следует убедительно доводить до сведения каждого, что здоровый образ жизни - это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации виды, типы, способы жизнедеятельности человека, укрепляющие адаптивные возможности его организма, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия.
Каждый школьник, учащийся и студент должен знать, что основными критериями здорового образа жизни являются: гигиеническая обоснованность поведения человека, физиологически оптимальный режим труда, достаточная двигательная активность, отказ от вредных привычек, рациональное питание, правильно организованный, направленный на восстановление сил отдых, полезные для личности, семьи, общества формы досуга, оптимальные межличностные отношения и т.д.
Последовательное приобретение учащимися знаний об основах формирования ЗОЖ позволит акцентировать их внимание на том, что ЗОЖ - это не только специальная деятельность, направленная на осознание необходимости сохранения и совершенствования его здоровья, но и организующее начало для формирования жизненных ценностей на различных этапах развития.
Согласно мнению ученых, «Здоровье - это обычное состояние духа, эмоциональной, психической и физической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, талантов и способностей, для осознания им неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него» (Шаталов Г. С. «Философия здоровья». М.: «Елен и К», 1997.).
В процессе обучения и воспитания, учащиеся начинают понимать, что такое «здоровье индувидума» (человека) и характеризовать его как динамический процесс приспособления к окружающей среде, который следует рассматривать, как адаптацию организма к различным условиям жизни.
Для формирования ЗОЖ очень важно, чтобы каждый обучающийся усвоил, что критериями оценки здоровья являются:
- уровень физической работоспособности и морфологического развития на данном этапе;
- отсутствие хронических заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность;
- социальное благополучие, возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохранение определенной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.
Понятие «здоровье» существует в противовес понятию «болезни». Как отмечал В. П. Петленко (2000 г.), в жизни человека есть одно удивительное состояние: когда «оно» есть, его не чувствуют, как только «его» потеряли, появляется «боль». Боль - это сигнал о неблагополучии в нашем организме.
Здоровье человека - это удивительное свойство, о котором в свое время сказал Сократ: «Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто».
Установлено, что главными факторами здоровья являются:
- движения, обеспечивающие долголетие;
- интенсивные физические нагрузки, благоприятно влияющие на функционирование организма;
- правильное рациональное питание, обеспечивающее здоровье;
- закаливание, являющееся залогом здоровья;
- водные процедуры, дающие нам бодрость;
- массаж, применяемый для здоровья, уход за телом, профилактика заболеваний.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми, мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. На всех этапах обучения в системе непрерывного образования следует усвоить, что здоровье помогает выполнять наши планы, успешно решать жизненное важные задачи, преодолевать трудности и, если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, здоровый образ жизни обеспечивают ему долгую и активную жизнь.
К сожалению, здоровье часто теряется потому, что многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм ЗОЖ. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамия), вызывающей преждевременное старение, другие не соблюдают меру в еде, что приводит к ожирению, склерозу сосудов, в отдельных случаях - к сахарному диабету, третьи не умеют правильно отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот. Эти люди всегда беспокойны, нервны, страдают заболеванием внутренних органов. Определенная часть людей страдают пристрастием к курению и алкоголю, тем самым активно укорачивают свою жизнь.
Как известно, понятие «образ жизни» рассматривается как тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации.
Для взрослых основными параметрами образа жизни является труд, для учащихся - учеба, а также - быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, различные поведенческие привычки и проявления.
По мнению философов, болезнь - есть жизнь, стесненная в своей свободе, тогда как здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивая полноценное развитие и реализацию возможности индивида, способствует формированию активной жизненной позиции и является необходимым условием воспитания гармонически развитой личности.
Ученые пришли к выводу, что вести свою деятельность по формированию ЗОЖ у учащихся педагог должен с учетом индивидуальных возрастных особенностей детей и подростков.
Возрастными этапами, которые проходит ребенок, являются дошкольный, младший школьный, подростковый и юношеский возраст, и на каждом возрастном этапе следует дать определенный объем знаний о ЗОЖ, выработать соответствующие умение, навыки и положительные привычки по выполнению каждого его компонента.
При организации деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни в системе непрерывного образования, следует предусмотреть следующее:
- рациональный режим труда (учебы) и отдыха, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях;
- оптимальная и систематическая физическая активность;
- научно-обоснованное, эффективное закаливание;
- нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания;
- коплекс психо-гигиенических и психо-профилактических воздействий;
- учет и коррекция влияния окружающей среды на здоровье;
- вред и польза самолечения;
- аргументированная и действенная пропаганда вредных для здоровья факторов - алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании;
- формирование у детей и подростков правильных представлений о половом созревании, знаний и мер профилактики СПИДа;
- обучение по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.
Установлено, что здоровый образ жизни - это наука и искусство помогать людям изменить их образ жизни для достижения состояния оптимального здоровья.
Последовательное выполнение всех этих требований ЗОЖ от одной возрастной группы к другой, позволит сформировать у обучающихся твердое убеждение в том, что здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья человека, и что формирование этого стиля жизни у населения - важнейшая социальная технология государственного значения и масштаба.
По утверждению В. А. Токаревой (1996 г.), «здоровый образ жизни, будучи интегративной характеристикой нормального развития, как отдельного человека, так и общества в целом, является показателем социального здоровья нации».
Доказано, что внедрение здорового образа жизни в определенной мере зависит от того, насколько сильна и прочна нравственно-психологическая позиция человека, т.к. именно от неё зависит, поддается ли он алкоголизму, наркотикам и разврату и другим вредным привычкам. Суммарно, негативное вышеназванное явление очень легко может привести к развитию стрессовых состояний, нервному напряжению, заболеваниям, тем самым, блокируя ЗОЖ человека.
Основным резюмирующим положением из приобретенных знаний должно стать то, что интегративный характер здорового образа жизни обусловлен его многоаспектностью. Наиболее существенными его аспектами являются социально-политический, экономический, биологический, психологический, гигиенический, нравственный, духовно-культурный и др. Поэтому об общественном прогрессе вполне правомерно можно судить не только по уровню развития науки, техники и производства, но и по обеспечению здорового образа жизни его граждан.